Способы оплаты проезда в трамвае
Существует два основных способа оплаты проезда на трамвае — при помощи одноразовых билетов (талонов) и проездных билетов, дающих право на проезд на трамвае в течение определённого периода (например, месяца). Промежуточное положение занимают билеты на определённое количество поездок.
Копейки Бельгийского о-ва Ростовского трамвая
Первоначально билеты продавал в трамвае кондуктор, который одновременно осуществлял и функцию контролёра. Позднее во многих городах от кондукторов отказались (в целях экономии). В 70—80-е годы XX века в СССР пассажиры покупали билеты непосредственно в трамвае, опуская в специальную кассу монеты, соответствующие стоимости проезда (3 копейки) и самостоятельно отрывая билеты от рулона, находящегося в той же кассе.
Позднее билеты стал продавать сам водитель. Чтобы на этот процесс не уходило слишком много времени, получили большее распространение проездные, а также предварительная продажа одноразовых билетов (в газетных киосках и/или автоматах). При этом функция контроля частично была возложена на самих пассажиров — заходя в трамвай, они должны были пробивать билет в так называемом компостере — механическом устройстве, которое пробивало в билете несколько отверстий.
В 90-х годах в России (в первую очередь — в Москве) в наземном транспорте, в том числе и в трамвае, стала внедряться Автоматизированная Система Контроля проезда. В 21-ом веке, во многих странах, где городской транспорт объединен единой административной системой, плата за проезд в общественном транспорте в независимости от вида транспорта, в том числе включая трамвай, взимается в краткосрочной перспективе из расчета времени пользования, от которого зависит изначальная цена билета. Действие билета активируется распечаткой на нем даты и точного времени при помощи аппаратов установленных у входа в зону метро, внутри трамваев, автобусов и троллейбусов. Пассажир волен пользоваться неограниченным количеством и видом городского транспорта в рамках действительного билета. |
|